Воображение. Что это такое, виды воображения

982342_68420-7886493

Творческие люди востребованы в любых профессиях, такие качества, как креативность, умение создать что-то новое ценятся не меньше, чем знания и опыт. Жизнь ставит перед людьми сложные задачи, и только люди, имеющие нестандартное мышление могут найти выход из любой ситуации, разработать проекты, придумать внедрить новые идеи.

Что такое воображение

Воображением называют способность человека создавать новые образы, основываясь на том, что он пережил до этого, на его воспоминаниях и разных ощущениях и чувствах. Создаваемые образы не всегда соответствуют действительности, в них могут быть элементы вымысла. При помощи воображения мы можем представить, какие последствия будут у тех или иных поступков, продумать план действий в ситуации, которая нам непонятна.

Если картина, которую создало воображение, мало соответствует действительности, то это называется «фантазия». Когда кто-то воображает о своем будущем, то это – мечта. Человек создает яркие, оригинальные образы, перерабатывая свой практический, чувственный и интеллектуальный опыт. Воображение есть у всех людей, даже если они прагматичны и привыкли жить, руководствуясь логикой.

Пассивное воображение

Образы такого воображения могут возникать спонтанно, независимо от того, хочет человек этого или нет. Но его можно регулировать или направлять, для чего человек использует силу воли и сознание. Выделяют 2 вида пассивного воображения:

1. Произвольное. Мысли человека пролетают в голове, создаются образы, но он контролирует этот процесс и понимает, где находится грань между реальностью и вымышленным миром. К произвольному воображению относятся мечты и грезы. Их отличие – мечты мы можем воплотить в жизнь, если начнем прилагать усилия, а грезы – это то, что никогда осуществить не получится. Так, если девушка смотрит фильм и хочет стать героиней этого фильма, это грезы. Но если она решила стать актрисой, это уже мечта, т.к. это желание может осуществиться.

2. Непроизвольное. Это воображение, которое мы не можем контролировать, все происходит спонтанно. Один из примеров непроизвольного воображения, с которым мы сталкиваемся постоянно – это сон. Также к этому подвиду пассивного воображения относятся галлюцинации, связанные с нарушением работы коры головного мозга.

Активное воображение

Если человек усилием воли, по своему желанию вызывает у себя разные образы, такое воображение называется активным. Он осознает цель своих действий и контролирует их.

Творческий процесс связывают с активным воображением, вся наша культура, искусство появилось благодаря нему, хотя в редких случаях работает и пассивное воображение. Активное воображение помогает не только писателям и художникам, оно полезно в любой профессии, т.к. благодаря нему люди могут принимать нестандартные решения и генерировать необычные идеи. Это то, что мы иногда называем интуицией или вдохновением.

Этот вид делят на 2 подвида:
1. Репродуктивное или воссоздающее воображение. В этом случае человек придерживается определенной схемы, чертежа, описания. Если говорить об искусстве, то это натурализм, например, творчество И.И. Шишкина, который выписывал все растения на своих картинах. В жизни мы постоянно используем репродуктивное воображение: представляем, как будет выглядеть торт, испеченный по этому рецепту, дом, построенный по конкретному проекту.

2. Творческое воображение. Это высшая форма познавательных процессов. Основой такого воображения становится реальность, но человек как бы преобразует ее, наполняет ее причудливыми образами. Для этого он берет существующий сюжет и создает новый, при помощи преобразований и дополнений. Это воображение – основа любого искусства, но используется во всех сферах жизни. Оно помогает посмотреть на мир с другой стороны.


982339_13374-6914149

Почему так важно развивать воображение у ребенка

Ребенку необходимо воображение, т.к. без него невозможно полноценное развитие. Он познает мир, играя. Психической функцией, обеспечивающей игру, является воображение. Когда ребенок начнет учиться, без него тоже не обойтись, т.к. очень часто на уроке нужно что-то представить. Учебный процесс – 90% открытия чего-то нового, т.е. воображение будет задействовано постоянно.

Любая художественная деятельность может быть построена только на творческом мышлении и активном воображении. Такая деятельность необходима человеку, т.к. дает положительные эмоции, помогает развивать память, восприятие, мышление.

Из детей с развитым воображением вырастают креативные взрослые, которые смогут найти выход из любой сложной ситуации, с развитыми творческими навыками, талантами. Без воображения нельзя создать новые идеи, визуализировать цели, трудно принимать решения. Оно стимулирует человека к действиям, т.к. он начинает верить в результат своего труда.

К сожалению, у родителей не хватает времени на детей. То место, которое отводится взрослым, начинают занимать телевизор и компьютер. Зарубежные исследователи, в том числе и Т. Борбонус, не раз предупреждали, что из-за телевидения блокируются творческие игры, страдает интеллект ребенка, его способности и фантазия. Телевидение, интернет и прочие ресурсы дают ребенку уже готовые образы. Дети запоминают их, и нет необходимости что-то придумывать самому.

Важно для развития воображения ранее чтение, когда дети слушают, то, что им читают взрослые. В эти моменты малыши в голове создают свой образ книжного героя, а также той местности, города, где происходит действие книги. Если же те же истории они видят в фильмах, мультфильмах, то впитывают информацию. Чтобы воображение ребенка развивалось, он должен много играть, т.к. оно проявляется в игре. Полезны и рисование, лепка, все виды изобразительных искусств.

Есть такая взаимосвязь. Чем больше времени малыш провел у телевизора или компьютера, тем ниже его интеллект и успеваемость. Конечно, есть и познавательные программы, полезные передачи и фильмы. Но и их недостаточно просто смотреть. Нужно обсуждать увиденное, предложить ребенку придумать продолжение картины.

Воображение есть у каждого человека, но его нужно развивать. Важно не упустить благоприятный момент для этого (между 5 и 15 годами, самый сензитивный возраст – младший школьный), т.к. потом наступает снижение активности этого процесса. Двигателями науки, создателями произведений искусства являются люди с хорошо развитым воображением. Креативность, творческое начало всегда ценились и будут цениться, т.к. без этого невозможно какое-либо развитие, как отдельного человека, так и общества в целом.

Источник

Добавить комментарий